Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность — основа жизненной и профессиональной успешности выпускников!

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ — это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. Это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.

ЧТО СТОИТ ЗА ПОНЯТИЕМ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»?
А. А. Леонтьев: Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого
смысла / под ред. А.А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.

По Указу Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 г. Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).

Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:

Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

Составляющие функциональной грамотности

​​1. Читательская грамотность

это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в жизни общества.

​2. Естественнонаучная грамотность​

​это способность вдумчивого взаимодействия с научными идеями и задачами, требующими наукообразного представления

​3. Математическая грамотность​

​это способность человека формулировать, применять и интерпретировать математические явления в различных контекстах. Она включает в себя способность к математической аргументации, применение математических концептов, операций, фактов и инструментов для описания, объяснения и предсказания явлений. Она способствует пониманию роли, которую математика играет в современном мире, а также ее роли в процессе вынесения взвешенных суждений и решений, необходимых для конструктивной, вовлеченной и осознанной жизни в обществе

​4. Финансовая грамотность​

​совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни

​5. Креативное мышление

​способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

​6. Глобальные компетенции

​сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении

 

 Документы федерального уровня

  

Полезные ресурсы

Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:

  1. Читательская грамотность
  2. Математическая грамотность
  3. Финансовая грамотность
  4. Естественнонаучная грамотность

Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности:

  1. Методические рекомендации для учителей и родителей
  2. Рекомендации по формированию читательской грамотности
  3. Сборник информационных  материалов по формированию функциональной грамотности для учителя.
  4. Функциональная грамотность для педагога.

Реквизиты доступа к записям вебинаров:

Тема

Ссылка

Общие итоги. Математическая грамотность

https://www.youtube.com/watch?v=ADJ70pjtRio

Читательская грамотность

https://www.youtube.com/watch?v=BRMiFY9zo-8

Финансовая грамотность

https://www.youtube.com/watch?v=FNeptKgOdyc

Естественнонаучная грамотность

https://youtu.be/cvdWH85zPLA

Креативное мышление

https://www.youtube.com/watch?v=oEiszhPHvKI

Глобальные компетенции

https://youtu.be/2N_xsY_3pAs

 

Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)

Тема

Ссылка

Портал УЧИТЕЛЬ. CLUB для  учителей, школьников, родителей

https://uchitel.club/

Общие подходы к формированию функциональной грамотности.

http://www.eduportal44.ru/sites/RSMO-test/DocLib1/Функциональная%20грамотность.pdf  

Онлайн-конференция по функциональной грамотности 

https://uchitel.club/conferences/pedsovet-2021-pisaregion

Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

 

http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/index.php

Примеры открытых заданий по функциональной грамотности ПИЗА

http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf

Примеры открытых заданий по математической грамотности ПИЗА

https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук». Демонстрационные материалы

http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php

Издательство «Просвещение». Банк заданий

https://media.prosv.ru/fg/

Банк тестов

https://banktestov.ru/test/3674

Ссылки на ресурсы 

Ресурсная карта методического сопровождения формирования ФГ

 

Повышение квалификации по формированию функциональной грамотности

Подробная информация о работе ФГБНУ «ИСРО РАО» по методическому сопровождению регионов в вопросах формирования функциональной грамотности школьников размещена на портале «Единое содержание» https://edsoo.ru/ в разделе «Функциональная грамотность»

​​ЯндексУчебник Марафон по функциональной грамотности

просмотр

​Интенсив ЯУчитель 3.0

просмотр

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся, размещенным по адресу

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

Презентации выступлений спикеров серии вебинаров по итогам регионального мониторинга функциональной грамотности 12-19 мая 2021 года

https://www.irro.ru/index.php?id=5372

 

Функциональная грамотность. Адресные рекомендации

Адресные рекомендации по итогам регионального мониторинга функциональной грамотности  https://www.irro.ru/file/347330 

Муниципальный уровень

Приказ УО 276 от 13.10.2023 План формирования ФГ на 2023-2024

План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся
общеобразовательных организаций, расположенных на территории Камышловского муниципального
района, на 2023-2024 учебный год 

Муниципальный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся в общеобразовательных организациях Камышловского муниципального района на 2021-2022 учебный год

Приказ Управления образования № 9 от 18.01.2022 г. «О реализации муниципального проекта «Формирование функциональной грамотности обучающихся в ОО Камышловского муниципального район

Муниципальная модель методического сопровождения формирования функциональной грамотности 

Модель формирования ФГ

Проект Система методического сопровождения процесса формирования функциональной грамотности обучающихся в условиях муниципальной системы образования Камышловского муниципального района

 

Мероприятия

15 декабря 2022 года в рамках регионального «Образовательного тура» на базе МКОУ Скатинская СОШ прошла стажировка в форме квест-игры «Формирование функциональной грамотности на занятиях и внеурочной деятельности и дополнительного образования». Спецвыпуск гзеты  СКАЖИ Скатинской СОШ   15.12.2022