Функциональная грамотность
Функциональная грамотность — основа жизненной и профессиональной успешности выпускников!
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ — это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. Это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.
ЧТО СТОИТ ЗА ПОНЯТИЕМ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»?
А. А. Леонтьев: Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого
смысла / под ред. А.А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.
По Указу Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 г. Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).
Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:
Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
Составляющие функциональной грамотности
1. Читательская грамотность |
это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в жизни общества. |
2. Естественнонаучная грамотность |
это способность вдумчивого взаимодействия с научными идеями и задачами, требующими наукообразного представления |
3. Математическая грамотность |
это способность человека формулировать, применять и интерпретировать математические явления в различных контекстах. Она включает в себя способность к математической аргументации, применение математических концептов, операций, фактов и инструментов для описания, объяснения и предсказания явлений. Она способствует пониманию роли, которую математика играет в современном мире, а также ее роли в процессе вынесения взвешенных суждений и решений, необходимых для конструктивной, вовлеченной и осознанной жизни в обществе |
4. Финансовая грамотность |
совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни |
5. Креативное мышление |
способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. |
6. Глобальные компетенции |
сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении |
Документы федерального уровня
- Письмо Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО
- Письмо Министерства просвещения РФ от 12.09.2019 № ТС-2176-04 О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся
- Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
- Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
- Письмо Минпросвещения России от 14.09.2021 № 03-1510 Об организации работы по повышению функциональной грамотности
- Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности
Полезные ресурсы
Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:
- Медиатека (prosv.ru). Электронные учебники в Медиатеке. 1000 учебников с интерактивными объектами и удобной навигацией. Можно использовать через сайт или мобильное приложение. Доступ к электронным учебникам издательства «Просвещение».
- Электронный банк заданий по функциональной грамотности.
- Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся».
- Банк заданий PISA.
- Мастер-классы PISA.
- Онлайн-курсы повышения квалификации при подготовке к PISA.
- Издания центра ГГТУ Учитель будущего.
- Функциональная грамотность в современном образовании. Сборник заданий для подготовки к международному сравнительному исследованию PISA.
- Читательская грамотность
- Математическая грамотность
- Финансовая грамотность
- Естественнонаучная грамотность
Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности:
- Методические рекомендации для учителей и родителей
- Рекомендации по формированию читательской грамотности
- Сборник информационных материалов по формированию функциональной грамотности для учителя.
- Функциональная грамотность для педагога.
Реквизиты доступа к записям вебинаров:
Тема |
Ссылка |
Общие итоги. Математическая грамотность |
|
Читательская грамотность |
|
Финансовая грамотность |
|
Естественнонаучная грамотность |
|
Креативное мышление |
|
Глобальные компетенции |
Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)
Тема |
Ссылка |
Портал УЧИТЕЛЬ. CLUB для учителей, школьников, родителей |
|
Общие подходы к формированию функциональной грамотности. |
http://www.eduportal44.ru/sites/RSMO-test/DocLib1/Функциональная%20грамотность.pdf |
Онлайн-конференция по функциональной грамотности |
|
Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
|
http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/index.php |
Примеры открытых заданий по функциональной грамотности ПИЗА |
|
Примеры открытых заданий по математической грамотности ПИЗА |
|
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук». Демонстрационные материалы |
http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php |
Издательство «Просвещение». Банк заданий |
|
Банк тестов |
|
Ссылки на ресурсы |
Повышение квалификации по формированию функциональной грамотности
Подробная информация о работе ФГБНУ «ИСРО РАО» по методическому сопровождению регионов в вопросах формирования функциональной грамотности школьников размещена на портале «Единое содержание» https://edsoo.ru/ в разделе «Функциональная грамотность»
ЯндексУчебник Марафон по функциональной грамотности |
|
Интенсив ЯУчитель 3.0 |
|
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся, размещенным по адресу |
|
Презентации выступлений спикеров серии вебинаров по итогам регионального мониторинга функциональной грамотности 12-19 мая 2021 года |
Функциональная грамотность
Муниципальный уровень
Приказ УО 276 от 13.10.2023 План формирования ФГ на 2023-2024
Приложение 3 к Комплексу мер План взаимодействия по ФГ на 2023-2024
Муниципальная модель методического сопровождения формирования функциональной грамотности
Мониторинг формирования функциональной грамотности Подробнее о мониторинге формирования функциональной грамотности
Мониторинг формирования функциональной грамотности – это проект, направленный на формирование способности учащихся применять в жизни полученные в школе знания.
Зачем проводится?
С целью определения уровня функциональной грамотности обучающихся, способности к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, способности применять знания и умения во внеучебных ситуациях; разработки рекомендаций для педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся.
Что и как оценивается?
Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка. Это поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Оценивается функциональная грамотность учащихся по математической, читательской, естественнонаучной грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению. Основа разработки инструментария мониторинга – материалы международного исследования PISA. Выполнение заданий проводится на компьютерах в режиме онлайн. Ответы учащихся проверяются автоматически компьютерной программой или проверяются экспертами.
Кем проводится?
Исследование проводится Институтом стратегии развития образования Российской академии образования (руководитель проекта Ковалева Г.С., руководитель Центра оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»). Региональным координатором является региональный центр оценки качества образования.
Какая форма результата?
После выполнения работы учащиеся могут ознакомиться с результатами выполнения отдельных заданий. Результаты выполнения работы определяются по каждому блоку и по работе в целом.
Как использовать результаты?
Все материалы, которые будут разработаны в ходе мониторинга формирования функциональной грамотности, после доработки по результатам апробации, будут открыты для использования в учебном процессе и повышения квалификации учителей, также для дальнейших работ по мониторингу системы образования.
Анализ результатов региональной диагностики ФГ, проведенной в ОО Камышловского МР в 2023
Мероприятия
29 марта 2024 года в соответствии с планом работы Управления образования администрации Камышловского муниципального района на 2023/2024 учебный год, в целях профессионального общения, совершенствования методических компетенций педагогических работников по формированию и развитию у обучающихся функциональной грамотности при реализации обновленных ФГОС, прошел единый методический день в форме дискуссионных площадок, где состоялось профессионально-общественное обсуждение по теме: «Эффективные педагогические средства формирования и развития всех направлений функциональной грамотности в урочной и внеурочной деятельности». С докладом «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: приоритетные задачи на 2024/2025 учебный год» выступила Захарова Татьяна Федоровна, методист РИМЦ Камышловского муниципального района.
Сообщение_Формирование и оценка ФГ_ ЕМД_29.03.2024
Презентация к докладу на ЕМД _ ФГ_29.03.2024
15 декабря 2022 года в рамках регионального «Образовательного тура» на базе МКОУ Скатинская СОШ прошла стажировка в форме квест-игры «Формирование функциональной грамотности на занятиях и внеурочной деятельности и дополнительного образования».