Функциональная грамотность
Функциональная грамотность — основа жизненной и профессиональной успешности выпускников!
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ — это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. Это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.
ЧТО СТОИТ ЗА ПОНЯТИЕМ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»?
А. А. Леонтьев: Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого
смысла / под ред. А.А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.
По Указу Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 г. Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).
Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:
Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
Составляющие функциональной грамотности
1. Читательская грамотность |
это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в жизни общества. |
2. Естественнонаучная грамотность |
это способность вдумчивого взаимодействия с научными идеями и задачами, требующими наукообразного представления |
3. Математическая грамотность |
это способность человека формулировать, применять и интерпретировать математические явления в различных контекстах. Она включает в себя способность к математической аргументации, применение математических концептов, операций, фактов и инструментов для описания, объяснения и предсказания явлений. Она способствует пониманию роли, которую математика играет в современном мире, а также ее роли в процессе вынесения взвешенных суждений и решений, необходимых для конструктивной, вовлеченной и осознанной жизни в обществе |
4. Финансовая грамотность |
совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни |
5. Креативное мышление |
способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. |
6. Глобальные компетенции |
сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении |
Документы федерального уровня
- Письмо Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО
- Письмо Министерства просвещения РФ от 12.09.2019 № ТС-2176-04 О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся
- Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
- Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
- Письмо Минпросвещения России от 14.09.2021 № 03-1510 Об организации работы по повышению функциональной грамотности
- Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности
Полезные ресурсы
Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:
- Медиатека (prosv.ru). Электронные учебники в Медиатеке. 1000 учебников с интерактивными объектами и удобной навигацией. Можно использовать через сайт или мобильное приложение. Доступ к электронным учебникам издательства «Просвещение».
- Электронный банк заданий по функциональной грамотности.
- Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся».
- Банк заданий PISA.
- Мастер-классы PISA.
- Онлайн-курсы повышения квалификации при подготовке к PISA.
- Издания центра ГГТУ Учитель будущего.
- Функциональная грамотность в современном образовании. Сборник заданий для подготовки к международному сравнительному исследованию PISA.
- Читательская грамотность
- Математическая грамотность
- Финансовая грамотность
- Естественнонаучная грамотность
Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности:
- Методические рекомендации для учителей и родителей
- Рекомендации по формированию читательской грамотности
- Сборник информационных материалов по формированию функциональной грамотности для учителя.
- Функциональная грамотность для педагога.
Реквизиты доступа к записям вебинаров:
Тема |
Ссылка |
Общие итоги. Математическая грамотность |
|
Читательская грамотность |
|
Финансовая грамотность |
|
Естественнонаучная грамотность |
|
Креативное мышление |
|
Глобальные компетенции |
Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)
Тема |
Ссылка |
Портал УЧИТЕЛЬ. CLUB для учителей, школьников, родителей |
|
Общие подходы к формированию функциональной грамотности. |
http://www.eduportal44.ru/sites/RSMO-test/DocLib1/Функциональная%20грамотность.pdf |
Онлайн-конференция по функциональной грамотности |
|
Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
|
http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/index.php |
Примеры открытых заданий по функциональной грамотности ПИЗА |
|
Примеры открытых заданий по математической грамотности ПИЗА |
|
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук». Демонстрационные материалы |
http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php |
Издательство «Просвещение». Банк заданий |
|
Банк тестов |
|
Ссылки на ресурсы |
Повышение квалификации по формированию функциональной грамотности
Подробная информация о работе ФГБНУ «ИСРО РАО» по методическому сопровождению регионов в вопросах формирования функциональной грамотности школьников размещена на портале «Единое содержание» https://edsoo.ru/ в разделе «Функциональная грамотность»
ЯндексУчебник Марафон по функциональной грамотности |
|
Интенсив ЯУчитель 3.0 |
|
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся, размещенным по адресу |
|
Презентации выступлений спикеров серии вебинаров по итогам регионального мониторинга функциональной грамотности 12-19 мая 2021 года |
Функциональная грамотность. Адресные рекомендации
Адресные рекомендации по итогам регионального мониторинга функциональной грамотности https://www.irro.ru/file/347330
Муниципальный уровень
Приказ УО 276 от 13.10.2023 План формирования ФГ на 2023-2024
Муниципальная модель методического сопровождения формирования функциональной грамотности
Мероприятия
15 декабря 2022 года в рамках регионального «Образовательного тура» на базе МКОУ Скатинская СОШ прошла стажировка в форме квест-игры «Формирование функциональной грамотности на занятиях и внеурочной деятельности и дополнительного образования». Спецвыпуск гзеты СКАЖИ Скатинской СОШ 15.12.2022